Казань,19 Октября, Четверг $ 57.27 € 67.36
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

«В больном обществе нужна оздоравливающая школа»

«В больном обществе нужна оздоравливающая школа»
Фото: https://www.yandex.ru/

Традиционная школа полна минусов. С этим никто не спорит, но то, что предлагается взамен или, лучше сказать, довеском к ней чиновниками Минобра, плюсами назвать трудно.

Ответ на вопрос, почему мы топчемся на месте, дает интервью с известным педагогом, искусствоведом, скрипачом, писателем и много кем еще Михаилом Казиником. С 1991 года он гражданин двух стран – Беларуси и Швеции, но больше полугода проводит в гастролях по России. В Казань Михаил Семенович приехал для участия в международном форуме «Образование России» (EDU Russia), проходившем 2-4 марта в ГТРК «Корстон».

 

Взрывной темперамент

– Михаил Семенович, у вашего выступления здесь, в Казани, есть какая-то глобальная цель?

– Цель очевидна – попытаться здесь, как и во всех других местах, взорвать атмосферу нешколы, необучения, необразования, абсолютного движения в никуда. Конечно, в обозримом будущем это вряд ли получится, но я убежден: за моей школой будущее. О ней надо только почаще говорить. Поэтому я прервал свои большущие гастроли и прилетел на два дня в ваш город.

– А чем конкретно вас не устраивает традиционная школа?

– Современные дети отличаются от детей прошлого века больше, чем дети, жившие во времена мамонтов, от ровесников маленького Пушкина. Все благодаря революционным изменениям в нашей жизни, прежде всего, появлению интернета. А школа делает вид, что ничего не произошло, что дети по-прежнему всю информацию получают от нее. На самом деле уже 4-5-летние дети пользуются гаджетами и могут нажатием кнопки вызвать целый мир.

Школа перестает быть тем, чем она была. Раньше учитель географии преподавал географию только потому, что у него на полочке стояла книжка по методике преподавания географии. Сегодня нормальный учитель истории или, скажем, физики, без труда заменит учителя географии, если тот заболеет. Он зайдет в интернет и найдет там все необходимое для урока. Но это все равно не убережет его от вопроса какого-нибудь умного мальчика: «Петр Сидорович, вы рассказываете 116-ю страницу учебника, которую я могу прочитать за пять минут. Зачем же я сижу целый урок и слушаю вас, когда я могу получить в сети в миллион раз больше информации?»

 

Сияние нечистого разума

– Это зависит от того, сколько лет мальчику. Я не уверен, что ученик 5, 6, 7, даже 8 класса будет искать информацию именно по географии. В интернете есть ведь еще и разного рода развлекуха…

– Именно поэтому я сделал школу, где детям интересно учиться. Потому что то, что вы называете «развлекухой», а я «игрой», характерно для всех здоровых и биологически активных детей и детенышей. Они развлекаются, балуются, вступают во всякие отношения между собой. Моя школа – это не «развлекуха», а радостное, счастливое, остроумное детство. Это школа, в которой все понятия связаны друг с другом. В 80-е я написал пьесу про Страну золотистого сияния. Это такое тоталитарное государство, которым правят 30 мудрецов. От них, согласно тамошней идеологии, исходит свет, освещающий небо. При этом у людей нет электричества в домах, потому что все электростанции работают на освещение неба, на поддержание мифа о сиянии мудрецов. Я высказываю эту мысль в пьесе от лица путника, и тогда мне идеолог страны говорит: «Нельзя соединять факты. Нельзя сравнивать одно с другим. Лампочки отдельно, а сияние мудрецов отдельно. Когда вы начинаете сравнивать, вы невольно становитесь агентом вражеских систем, которые не любят нашу великую Страну золотистого сияния».

– Это был намек на Советский Союз с его самодовлеющим диктатом идеологии?

– Не только. На всякую страну тоталитарного склада. Это обобщенный символ. Всякая страна, где любая религия становится не интимным делом Личности или семьи, но скрепами официальной идеологии. Любая страна, где интересы надчеловеческого государства выше интереса Индивидуума. Но я уже тогда понимал, что у традиционной школы, где все предметы выглядят как клипы – клип географии, клип истории, клип физики… – нет будущего. Вы когда-нибудь видели учителя истории, который приходит в класс и спрашивает у детей, что они сегодня изучали на географии? Ему это вообще интересно? А учитель географии, говоря о полезных ископаемых Германии, даже не догадывается, что на уроке истории час назад говорили о Великой Французской революции. О чем же должен тогда говорить учитель географии? Наверное, о географии Франции. А учитель литературы о французской литературе. Но эти темы идут в разных классах. Как тогда у детей сформировать нормальные логические связи? Они должны знать, что то, что мы наблюдаем вокруг, это результат каких-то событий в прошлом. И эта данность приведет к каким-то событиям в будущем. Просто так ничего не возникает. Образно говоря, моя школа – это школа, в которой дети непрерывно думают ассоциативно и соотносят между собой факты, явления, события.

 

А был ли Ленский?

– Идея понятная, но ведь в школе есть стандарты, примерные учебные планы… Идея не стыкуется с формальной стороной образования. Как с этим быть?

– Стандарты кем созданы? Государством. Откуда оно взялось? Из советского прошлого, когда не было интернета, а вся информация по предмету лежала на полочке учителя. А сегодня любой нормальный ребенок может получить больше знаний, чем учитель той же географии получил за пять лет обучения в вузе. Поэтому учителю моей школы не обязательно иметь педагогическое образование. Зато у него должно быть чувство юмора. Учитель в моей школе не может говорить больше пяти минут, если класс не улыбнулся. По ходу урока он всегда готов поднять детей и сделать с ними короткую пробежку. Ведь даже самую интересную речь нельзя слушать больше пяти минут без разрядки. Наконец, мои учителя работают на уровне парадоксов.

– Пример такой работы.

– Все мы с детства знаем пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Когда я спрашиваю, о чем эта сказка, все говорят: о жадной старухе. А я возражаю: о безусловной и абсолютной любви старика. Пушкину была неинтересна жадная старуха, мало ли жадных старух. Суть в том, что старик влюблен, выполняет все поручения своей возлюбленной, и каждый раз спрашивает: «Теперь-то твоя душенька довольна?» Вот вам парадокс, но, вчитавшись, вы понимаете, что так и есть.

Или другой пример. Почему Онегин убивает Ленского и после этого Пушкин по-прежнему называет его своим другом? Это же ужасно – взял и убил мальчишку. За что? Сам же повел себя плохо. Я включаю парадоксальное мышление и показываю, что в лице Ленского Онегин (Пушкин) убил плохую поэзию. Что это метафора. Иначе как объяснить нестыковки в образе данного персонажа? Ленский в 17 лет приехал из Геттингена: «Он из Германии туманной привез учености плоды». Когда это он их успел получить? А похоронен он там, где «женщины с кувшинами»… Там итальянский пейзаж. И к нему на могилу никто не ходит. Естественно, ведь, в Италии его никто не знал. Потом вспомните, Онегин удивлен: «Неужто ты влюблен в меньшую? – А что? – Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт». То есть ты не поэт, у тебя любовь не та. Посмотри, кого ты любишь. Вон же Татьяна – ей стихи надо писать, а он Ольге, которая ничего в поэзии не понимает.

 

Парис не карьерист

– Есть вальдорфская школа, школа Монтессори… Школу, занимающуюся по методике Казиника, как называют?

– В разных странах ее условно называют «Школа-яблоко». Потому что первый урок, публично показанный мною на телеканале «Дождь», был урок-яблоко. Что такое яблоко? Фрукт. А если его разрезать на две половинки, что получится? Золотые сечения. А «яблоко раздора»? Можно ответить на вопрос, кому Парис должен дать это яблоко? В наше время Парис отдал бы его жене Зевса, то есть жене цезаря, жене президента, потому что взамен он получит для себя благо. Парис мог бы отдать яблоко воительнице Афине и получить орден «За заслуги перед Отечеством». А он отдал его богине Любви. То есть уже в античные времена человеческий гений ставил превыше всего не войну, не царя, а любовь. Если ты любишь женщин своей страны, ты любишь свою страну. Один швед мне как-то сказал: «Миша, я, наверное, не люблю свою страну, потому что я не люблю ее женщин». Он женился на русской.

Дальше история с Евой, которая съела плод. В православии традиционно считается, что это яблоко. Давайте разберемся, совершила ли она грех. Потому что если бы она не съела, не было бы Рембрандта и Баха, вообще бы ничего не было. Ходили бы две голых красивых, но бесполых куклы. Причем, Бог всем «тварям» велел плодиться и размножаться, а людям этого нельзя. Они даже ничего не испытывали друг к другу. Почему он такими людей сделал? Еве это не понравилось, и она захотела быть не хуже остальных «тварей».

– Вы считаете, что навыки парадоксального мышления жизненно необходимы современным детям?

– Да, и это мое убеждение имеет огромную эмпирическую базу. Я был допущен к нобелевским концертам и задавал вопросы нобелевским лауреатам по поводу искусства, музыки. Выяснилось, что они все остроумны, парадоксальны, междисциплинарны и у них в детстве была музыка. Музыка – это пища для мозга. Не случайно в моей школе многие вещи подаются через музыку. В противовес агрессивности, которая сейчас нарастает вокруг, моя школа несет в мир радость и любовь. Любовь к детям, к учителям, к знаниям. Первоклашки любят старшеклассников, старшеклассники спускаются на первый этаж, узнать из газеты первоклашек, что у них там интересного произошло. А первоклашки поднимаются к старшеклассникам – там тоже есть что посмотреть. Учителя не культивируют в детях соперничества. Думать надо легко и весело, а не тоскливо и тяжело. Пример тому можно наблюдать и в Казани. В гимназии №126 учителем музыки работает Миньона Борисовна Куликова. Все ее ученики с первого до выпускного класса занимаются в творческой студии «Дивертисмент». Это феноменально! Каждый ребенок – артист. Дети читают стихи, танцуют, поют, выступают перед слушателями, сами шьют костюмы…

 

Вместо тюрьмы

– Финалом традиционной школы в России является сдача ЕГЭ. Ваша школа эту цель решает?

– Конечно, решает. Давайте только сначала определимся с тем, кого мы хотим выпустить – егэшника или человека глубоко мыслящего, яркого, интересного…

– Конечно, второе, но школы-то оценивают по результатам сдачи учащимися экзаменов.

– Ну, так в тюрьме сидят люди, у которых телевизор всего с двумя программами. В советское время проводились концерты в тюрьмах. Я в них участвовал. Помню, после одного такого концерта начальник тюрьмы захотел показать мне в качестве экскурсии камеру. В камере есть место, где находится самый забитый, а рядом с окном король… Все как в «Джентльменах удачи». И вдруг начальник тюрьмы: «Что?! Всех в карцер». Ему не понравился портрет Аллы Пугачевой на стене. Нельзя, половое извращение – они, значит, смотрят на портрет и мастурбируют. Вы скажете, что в тюрьме такой закон – заключенные должны жить в монастырской чистоте, они должны лишиться пола. Но мы же понимаем, что это невозможно. Примерно также и с традиционной школой. В ней учебный процесс предполагает, что дети сидят, не шелохнувшись за партой, хотя такого рода сидение противоречит их естеству. А потом они по полной отрываются на перемене, на улице или на уроке скучного учителя.

С точки зрения ЕГЭ, советской системы образования, я строю школу совершенно неправильно. Но вы почитайте порталы, где общается молодежь, и вы увидите, что там речи по большей части не свободных людей, а заключенных. Словно каждому из них дали интернет, чтобы они в режиме онлайн выясняли отношения. Потому что если они соберутся в реальности, они начнут все вокруг крушить. Сидит какой-нибудь дядька, я даже представляю себе его – в майке, залитой кетчупом, и с банкой пива. Вот он какую-то мысль мою прочитал и пишет про меня какую-то гадость. И он счастлив, потому что его сообщение будет висеть столько же столетий, сколько мои фильмы, мои книги. Раньше этого не было, интернет нас свел и дал ему возможность высказаться относительно моего творчества. А вы говорите ЕГЭ…

Запретный плод гадок

– Лично я к ЕГЭ отношусь отрицательно. Не нравится шаблонность мышления и специфический новояз, которые прививает этот экзамен.

– В моей пьесе о Стране золотистого сияния есть еще такая мысль. Путник замечает, что Пьяные – это там целая категория населения – часто произносят такие слова – «Трюк пиренай!». Поняли, да, это созвучно известному ругательству со словом «мать». Путник спрашивает о значении этой фразы у Верующего – это другая каста, люди, безоговорочно верящие во все идеи мудрецов. Ответ Верующего: «Ты неправильно слышишь. Когда-то, до Великих мудрецов, это было ругательством. А теперь это на самом деле звучит как «Трюкиа пиренай». На нашем языке это означает «да здравствует великий свет мудрецов». Ты просто «иа» не слышишь, у тебя слух иначе устроен». По аналогии: Родина-мать и она же мать, которую все… ну вы поняли. Такой садизм языческий и еще идет дискуссия: можно ли использовать ненормативную лексику? И песня с матом бесконечным очень талантливого Шнура собирает в России 38 миллионов просмотров. А если учесть, что эти миллионы наверняка переслали песню своим друзьям, то получится, что абсолютное большинство населения страны считает ненормативную лексику своей.

– Мне кажется, запрет только усилил тягу людей к мату. Запретный плод сладок…

– В моей школе нет такого запрета, моим детям этот плод просто не нужен. Там такой богатый язык, такая богатая речь, им так интересно учиться, что им совсем не надо иметь отношения с матерью собеседника. У них есть масса способов выразить мысль по-другому. Ведь это же болезнь общества, а в больном обществе нужна оздоравливающая школа.

Я утверждаю, что человек по своей природе если и не гениален, то невероятно талантлив. Он рождается таким - всем интересующимся, задающим вопросы. А потом человек перестает задавать вопросы. Знаете почему? Его портит школа. Есть два типа отношений. Первый тип передает следующая ситуация. Сын приходит домой, отец спрашивает: «Ты сумел правильно ответить на все вопросы?» Та же самая ситуация, но только отец спрашивает: «Ты сумел правильно поставить все вопросы?» Поставить вопросы – это и есть мышление.

 Автор - Алексей Егоров

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
13:48 - В Нижнем Новгороде задержаны «черные банкиры», чей доход оценивается в 20 млн рублей 13:30 - iPhone 8 вошел в тройку самых популярных смартфонов в России 11:51 - Пенсии в России проиндексируют на уровень выше инфляции 2017 года 11:33 - В Казахстане одобрили соглашение о перемещении оружия внутри ЕврАзЭС 09:35 - ЦБ внесет в черный список более ста сотрудников «Открытия» 08:26 - 32,1 млн рублей выделил исполком Казани на новогодние подарки детям 07:44 - Forbes: состояние Трампа за год уменьшилось на $600 млн 07:10 - Рустам Минниханов примет участие в церемонии награждения победителей и закрытия WorldSkills Abu Dhabi 2017 17 Октября - Республике Татарстан реструктуризируют 12,2 млрд рублей долга 17 Октября - Медведев: Россия не будет строить цифровой "колхоз" 17 Октября - Теплом обеспечены все жилые дома и социальные объекты Татарстана 17 Октября - Медведев отметил риски на рынке криптовалют 17 Октября - Резидентом ТОСЭР «Челны» планирует стать Китайский поставщик Haier 17 Октября - Шувалов: Татарстан - лидер в выстраивании отношений с Сингапуром 17 Октября - Минкомсвязь предложило уменьшить срок хранения данных по «пакету Яровой» 17 Октября - Минкомсвязь разработало постановление по выпуску крипторубля 17 Октября - Татспиртпром планирует вложить 2,8 млрд рублей в строительство пивоваренного завода 17 Октября - Татарстан занял 3 место в рейтинге развития науки и технологий 17 Октября - Трамп в рамках своего первого азиатского турне посетит Японию 17 Октября - Mercedes по всему миру отзовет более миллиона автомобилей
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Morgan Stanley повысил прогноз роста ВВП России в 2017–2018 годах
    Инвестиционный банк Morgan Stanley повысил оценку роста ВВП России в 2017 году до 2% с 1,5% и до 2,2% с 1,8% в 2018 году. Среди причин роста — увеличение потребления, которому поспособствовало замедле
  2. «Райффайзенбанк» приостановил работу отделений из-за сообщения о взрывном устройстве
    «Райффайзенбанк» сообщил о временной приостановке работы отделений и call-центра из-за сообщения о взрывном устройстве.
  3. В России запретят снимать наличные по анонимным банковским картам
    Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что снятие наличных по неименным банковским картам будет запрещено. На этой неделе в правительстве одобрили законопроект о запрете снимать наличные с анонимных
Подписаться

Топ

  1. ДЕЛОВОЙ ФОРУМ ALFA BUSINESS WEEK «ТОЧКИ РОСТА ВАШЕГО БИЗНЕСА»
    ...
  2. Рустам Минниханов: Между Татарстаном и Ираном развивается многоплановое сотрудничество
    С Чрезвычайным и Полномочным послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации Мехди Санаи вст...
  3. Как выглядят новые купюры номиналом в 200 и 2000 рублей (ФОТО)
    Купюры поступят в обращение уже с сегодняшнего дня...
  4. Прямая трансляция VI расширенного заседания Совета по предпринимательству при Президенте РТ пройдет на сайте Правительства РТ
    Сегодня, 11 октября 2017 года на сайте Правительства Республики Татарстан будет организована прямая ...
  5. Мухаметшин: «Мы не можем запретить изучать родной язык»
    Глава Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил, что власти не могут запретить изучение родного языка в ш...

Интервью

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

10.2598 Mb