Казань,18 Августа, Пятница $ 59.25 € 69.65
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева
Фото: Диляра Маликова

Центр современной культуры «Смена» (Казань) и междисциплинарный центр Department of Research Arts (Москва) представили третий проект совместной программы «Не-места» — выставку «Encounters / Столкновения» художника Алексея Васильева. Выставка представляет собой цикл портретных работ, созданных в разное время и выполненных в типичной для художника экспрессивно-художественной манере на больших листах и рулонах промышленной бумаги. За каждым портретом, со слов Васильева, стоит своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа.

Открытие выставки состоялось четвертого мая в «Смене». На вернисаже художник удивил всех пришедших перформансом: он нарисовал картину на одной из стен выставочного зала. Когда Алексей Васильев решил сделать паузу, корреспондент «ЭТ» побеседовала с ним о его выставке, отношении к искусству и общении со зрителями.

- Алексей, расскажите об основной идее выставки: по какому принципу Вы подбирали картины для нее?

- У этой выставки как раз нет никакой основной идеи. Это мои старые работы, подготовленные для разных проектов в свое время. Когда ребята из «Смены» предложили сделать выставку, то попросили привести все готовые работы, чтобы посмотреть на мое творчество. Из этих работ получилась выставка – так называемый «салат». Хрень полная короче (смеется). Кое-что хотели взять еще, но работы поломались, развалились при переезде.

Вообще, я мог не приезжать на открытие выставки. Но раз уж я здесь, ребята из «Смены» попросили меня порисовать (прим.ред. – имеется в виду провести перформанс).

- То есть данный перформанс не был Вашей инициативой?

- Нет, но до этого я иногда рисовал на открытиях выставок. Прежде всего, я не считаю это перформансом. Скорее, это обычное рисование вживую. Я же не пытаюсь выразить какую-то идею или что-то сказать людям. Это просто так, чтобы зрителям было повеселее. Такая замена фуршета.

Смена

- Получается, что для Вас искусство – прежде всего, возможность выразить себя, нежели донести до зрителя некую философскую концепцию?

- По большому счету, мне нечего сказать глобально. Хотя, я не совсем доволен современным режимом, когда заходишь в магазин после работы, и у тебя все равно не хватает денег. И мои родители, и бабушка тоже нуждаются в деньгах. Но, тем не менее, я не вижу разницы, между обычным художником и тем, который «против». Разве что-то изменится от моего протеста?...

- То есть Вы считаете, что выражение протеста в искусстве бессмысленно?

- Не в этом дело. Почему я должен в своем творчестве обязательно выражать какую-то социальную позицию? Айвазовский, или кого сейчас любят, просто рисовал свои волны и не вкладывал в это политический подтекст. Я никогда не был привязан к политике, и не хочу быть привязан. Потому что у меня это само по себе не получается. Мне нужно надумывать. Если когда-нибудь случится нарисовать что-то политическое, то пускай будет. Специально это делать я не буду. Может, для выражения социальной позиции у меня нет каких-то данных или не хватает таланта. Мне нравится возить эти линии, мазюкать там себе... Например, вот сейчас кайфово то, что я нарисовал в выставочном зале, а вечером завтра приду, посмотрю на свою картинку и подумаю: «Ерунда». Скорее всего, так и будет, и придется перерисовывать.

- То есть Вы скептично относитесь к своему творчеству?

- По-разному. Иногда да, иногда нет. Сейчас просто чувствую себя не очень: стою в этом зале, как на стриптиз-шоу.

- Почему Вы рисовали в наушниках?

- Мне было некомфортно. Я давно не рисовал при людях. Музыка играет не та, да и вовсе долго не играла. Еще я постоянно слышу свой голос с видеозаписи позади себя, которая, кстати, повторяется каждые десять минут.

- То есть Вам нужна определенная атмосфера для творчества?

- Именно! Я никогда не рисую с фотографии. Всегда рисую с натуры, потому что человек создает нужную атмосферу, которую я передаю в своих работах. В атмосфере вся соль. Мне совсем неважно точно передать реальность. Например, если женщина позирует в одежде, я могу нарисовать ее голой. Если человек одет в черное, он может получиться в красно-розовых тонах. Когда люди приходят позировать, перед этим мы можем поболтать час-другой. К тому же, когда ты рисуешь кого-то, вы внимательно рассматриваете друг друга. Каждый человек своим присутствием сильно влияет на мое настроение, которое отражается в картинах.

- Для Вас произведение искусства - это товар или что-то далекое от коммерции?

- Я бы хотел, чтобы искусство создавалось как нечто некоммерческое. Но жизнь сейчас устроена так, что деньги рулят всем. Хочется верить, что произведение искусства самодостаточно. Но, по крайней мере, в России почему-то принято считать, что получить вознаграждение ты должен здесь и сейчас. Хотя есть художники, которые не признаны на рынке, но пользующиеся успехом в своей профессиональной среде. И музыкантов много существует, которые не хотят лезть в телевизор. Но при этом они собирают залы. И ты приходишь к ним на концерт, слушаешь, и понимаешь, что они не хуже тех, кого каждый день показывают по телевизору.

- Искусствоведы определяют Ваш стиль как неоэкспрессионизм, Вы с этим согласны?

- Согласен.

- А что Вас привлекает в этом стиле?

- Ничего. (Пожимает плечами) Так просто рисуется само по себе. Не я его выбираю, а он меня. Вообще, очень глупое занятие - анализировать то, что я делаю. Это я так для себя считаю. Чем больше я говорю, тем меньше рисую. Потому что все по полочкам раскладывается и становится неинтересно. Пропадает элемент неожиданности.

Смена

- Есть ли художники-неоэкспрессионисты, творчество которых Вам близко?

- Я не очень разбираюсь в классификации стилей. Мне нравится тот же Фрэнсис Бэкон (английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи - прим.), Эгон Шиле (австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма - прим.), кто-то еще. В разные периоды – разные художники. Если я играю русский рок, например, не значит, что я слушаю только русский рок. Я принципиально не изучаю биографии художников и книги об искусстве. Иначе, хочешь - не хочешь, но начинаешь подстраиваться под них, и это накладывает большой отпечаток на твое творчество.

- Некоторым зрителям любые постмодернистские работы приходятся не по душе. Как Вы относитесь к репликам, что Ваше творчество – не искусство?

- Меня это уже не задевает. Я привык к таким отзывам. Но бывают случаи, когда люди выражают свое неприятие в агрессивной форме. Некоторые подходят ко мне на выставках и спрашивают: «Что ты за хрень рисуешь? Пойдем поговорим». Я спокойно с ними разговариваю, и потом многие из этих людей начинают ходить на все выставки и звать меня выпить. Когда происходят подобные ситуации, необходимо завлечь зрителя, в первую очередь, самим собой.

- А важны ли для Вас отзывы зрителей?

- В последнее время да. Я начал думать о своей аудитории. И это очень мешает. Потому что ты не можешь угодить всем, даже если захочешь. Когда ты свободный, ты делаешь то, что хочешь. А сейчас у меня стал появляться страх сделать что-то не то, ошибиться.

- Что Вас вдохновляет?

- Я не верю во вдохновение. Искусство – оно как работа. Стоит только начать и через час тебя уже не оттащить от холста. Нужно просто включиться. Я считаю, что существует еще и вдохновение для того, чтобы не рисовать. И я ищу, скорее, его.

- Пробовали ли Вы когда-нибудь создавать работы в реалистическом стиле?

- Пробовал, когда учился в художественной школе. Помимо художественной школы, у меня нет художественного образования. Но я и не вижу в нем смысла. Я же рисую не для того, чтобы кому-то что-то доказать или быть услышанным. Я рисую, потому что мне нравится сам процесс. И так случилось, что результаты этого процесса нравятся искусствоведам, кому-то из галеристов.

 - Не мешает ли Вам отсутствие художественного образования?

- Наоборот, очень помогает. Когда я хочу что-то нарисовать, не задумываюсь, правильно ли так делать или нет. Поэтому у моего творчества нет рамок. Когда ты образован, ты ограничен определенными правилами. Хотя сейчас я сам многому научился. Например, что нельзя оставлять кисточки в акриле, они там засохнут. Такие технические штуки. Ну это я так, примеры привожу совсем тупенькие.

-Почему Вы предпочитаете акрил?

-Да он сохнет быстро. Маслом я пробовал. Для галереи, конечно, масло лучше. Но я обычно стараюсь картинку за раз нарисовать, ну за два. А если нанести масло, особенно толстый слой, то оно долго сохнет. Акрил, к тому же, можно с водой разводить. Не нужно кучу растворителей. Вообще, я в последнее время стал в строительных магазинах просто колер покупать.

Смена

- Вы начали рисовать, будучи студентом педагогического университета. Как Вы к этому пришли?

- Я раньше рисовал, как и все в детстве. Просто я всегда спортом занимался. Из-за этого времени ни на что не оставалось. Не было такого, что бы я шел и вдруг  НЛО  увидел, меня осенило, и я стал рисовать. Как-то само собой получилось. Просто в возрасте ты осознаннее начинаешь подходить к этому процессу и регулярнее. Вот регулярно рисовать я стал как раз со времен художественной школы... (Задумался)

Некоторые московские художники считают, что я с черного хода зашел в эту тусовку. Ну, как все это обычно бывает: сначала ты должен пойти в художественную школу, потом получить высшее художественное образование. Хотя, если приехать в Москву, походить год-два на выставки, уже можно сделать свою. И образование тут совсем не нужно. Просто ты уже будешь на волне, будут нужные знакомства. Вопрос в том, сколько потом ты выставок сделаешь, и будет ли вообще из чего их делать. Хотя я не понимаю зачем эти выставки вообще. Ну вот правда.

- А почему Вы тогда в них учувствуете?

- А иначе будет не совсем искусство. Искусство должны видеть люди. С другой стороны, все-таки хочется быть оцененным.

- Ситуации, в которых Вы могли бы оказаться с персонажами Ваших картин, достаточно необычны, судя по названиям работ: «Вечерняя орбита пчелы возле арбуза и тополя», «Она натирала бананы мятной жвачкой», «Синдром рыбака», «Разрезая полароид» и «Язык жеста». Как Вы придумываете такие ситуации? (за каждым портретом, со слов Васильева, есть своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа. Для художника ключевым является не столько портретное сходство с человеком, сколько ситуативный контекст с привнесенными извне смыслами, в котором Алексей оказывался или мог оказаться вместе с конкретным человеком или персонажем - прим.) 

- Многие ситуации действительно случались с людьми, которых я рисовал. Они мне их рассказывали. Остальные истории я придумываю. Вот как сейчас, например. Изначально я же собирался совсем другое нарисовать на стене.

Смена

- Расскажите реальную необычную ситуацию, которая приключилась с Вами и персонажем Вашей картины?

- Вот я начал говорить про это в видоинтервью, и понял, что почти все забыл. Вспомнил только историю, не о том, как все было, а что потом с женщиной случилось. Это про картину «Поливать шампанским», где тетенька сидит с пульверизатором. Я рисовал эти работы для выставки в Швеции. Одна женщина очень захотела купить эту картину, но их нельзя было продавать, потому что их возили через посольство. И тогда она попросила сделать ей постер и прислать. Я спросил, чем ей так понравилась картина. И она ответила, что сама точно так же живет, как женщина на картине, и у нее дома тоже такая бутылка из-под шампанского с пульверизатором. Прикольно, когда совпадают такие вещи. Тогда тебе уже не кажется, что ты такой идиот.

- Зачастую в Ваших работах местом действия становится пространство повседневности. Почему повседневность так для Вас привлекательна?

- Потому что это не так пафосно и высоко. А, может быть, на мне так отразилось творчество таких писателей, как Чехов, Довлатов, Буковски, Лимонов. Чехов, к примеру, писал простыми словами о простых вещах, и тем самым понятен любому иностранцу.

- В Вашем творчестве много отсылок к литературе. Помимо художественного искусства, Вы увлекаетесь еще и литературой?

- Да. Это в названиях (работ - прим.) проявляется. Этакий недоделанный писатель. Но я знаю, что не смогу написать рассказ какой-то или книгу. Максимум, могу вести полудневник.

- Были ли Вы раньше в Казани?

- Нет, я здесь впервые.

- И какие у Вас впечатления от города?

- Мне тут понравилось. Уже успел сходить в Кремль. Даже два раза. Из лука стрелял и арбалета. Особенно мне были интересны спортивные объекты. Я хотел попасть на какие-нибудь соревнования, но, к сожалению, уже не сезон. Вообще, я хочу поездить на машине, осмотреть интересные места вокруг города. Я люблю путешествовать.

- Вы и сейчас интересуетесь спортом?

- Да. Мне нравится хоккей, футбол. Я люблю кататься на велосипеде. Любовь к спорту заложилась во мне еще в юности, как часть жизни.

- Каковы Ваши планы на будущее?

- Сделать выставку про Казань (в рамках программы «Не-места» - прим.). У меня есть только наброски. Пока я просто ходил по улицам, осматривался, что-то записывал. Ребята из «Смены» беспокоятся, пора бы уже начать рисовать.

Автор -Алиса Маркелова

 

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
08:45 - Церемония открытия первого интернет-суда прошла в Китае 08:20 - Samsung отзывает взрывоопасные смартфоны 07:50 - Рустам Минниханов прибыл с рабочим визитом в Турецкую Республику 06:52 - В России появятся полимерные деньги 17 Августа - Теракт в Барселоне: число пострадавших выросло до 90 человек 17 Августа - Рустам Минниханов в Москве осмотрел здание будущего татарского культурного центра 17 Августа - Начинается продажа билетов на "Ак барс" 17 Августа - Центральный Банк России отозвал лицензию у "Риабанка" 17 Августа - Состоится внеочередная девятнадцатая сессия Казанской городской Думы третьего созыва 17 Августа - Основатель сайта WikiLeaks заявил о непричастности РФ к взлому серверов США 17 Августа - СМИ: Глава ЦИК РТ может стать председателем Совета муниципальных образований Татарстана 17 Августа - В Саудовской Аравии сообщили о смерти принца 17 Августа - Motorola запатентовала смартфон с самовосстанавливающимся экраном 17 Августа - Система «Платон» принесла в дорожный фонд 30,9 миллиарда рублей 16 Августа - Самой высокооплачиваемой актрисой года по версии Forbes стала Эмма Стоун 16 Августа - Пять футболистов «Рубина» попали в расширенный состав сборной России 16 Августа - Болгарская исламская академия получила лицензию на право оказывать образовательные услуги 16 Августа - Рустам Минниханов провел заседание президиума Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ 16 Августа - Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань начнется в 2018 году 16 Августа - Сегодня в Казани состоится открытие памятника Рустему Яхину
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Калининградскую область
    Президент России Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Калининградскую область, сообщает «Интерфакс».
  2. Прибыль российских банков за семь месяцев составила 927 млрд рублей
    15 августа, Центробанк сообщил, что "прибыль за семь месяцев текущего года в размере 927 млрд рублей практически достигла финансового результата за весь 2016 год (по действовавшим на 1 января 2017 год
  3. Арбитражный суд РТ не признал банкротство обувной фабрики "Спартак"
    Обувная фабрика "Спартак" избежала банкротства по иску от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое выступало в деле как представитель интересов обанкротившегося Татфондбанка, разбирательство по
Подписаться

Топ

  1. Закрыли кладбище самолетов под Казанью
    Проход на кладбище самолетов около казанского международного аэропорта в Лаишевском районе РТ теперь...
  2. Арбитражный суд РТ не признал банкротство обувной фабрики "Спартак"
    Обувная фабрика "Спартак" избежала банкротства по иску от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), ко...
  3. РЖД запустил первый поезд в обход Украины
    РЖД сообщает, что строительство железной дороги в обход Украины завершен. В компании заявили, что ре...
  4. Alibaba откроет автомат по продаже автомобилей
    Китайская компания Alibaba планирует открыть собственный автомат для продажи транспортных средств в ...
  5. Innovate or Die: в Иннполисе пройдет федеральная практическая конференция по корпоративным инновациям
    7-8 сентября в Иннополисе (Республика Татарстан) пройдет первая федеральная практическая конференция...

Афиша

Все события

Интервью

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

10.3616 Mb