Казань,25 Мая, Четверг $ 56.27 € 62.92
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева
Фото: Диляра Маликова

Центр современной культуры «Смена» (Казань) и междисциплинарный центр Department of Research Arts (Москва) представили третий проект совместной программы «Не-места» — выставку «Encounters / Столкновения» художника Алексея Васильева. Выставка представляет собой цикл портретных работ, созданных в разное время и выполненных в типичной для художника экспрессивно-художественной манере на больших листах и рулонах промышленной бумаги. За каждым портретом, со слов Васильева, стоит своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа.

Открытие выставки состоялось четвертого мая в «Смене». На вернисаже художник удивил всех пришедших перформансом: он нарисовал картину на одной из стен выставочного зала. Когда Алексей Васильев решил сделать паузу, корреспондент «ЭТ» побеседовала с ним о его выставке, отношении к искусству и общении со зрителями.

- Алексей, расскажите об основной идее выставки: по какому принципу Вы подбирали картины для нее?

- У этой выставки как раз нет никакой основной идеи. Это мои старые работы, подготовленные для разных проектов в свое время. Когда ребята из «Смены» предложили сделать выставку, то попросили привести все готовые работы, чтобы посмотреть на мое творчество. Из этих работ получилась выставка – так называемый «салат». Хрень полная короче (смеется). Кое-что хотели взять еще, но работы поломались, развалились при переезде.

Вообще, я мог не приезжать на открытие выставки. Но раз уж я здесь, ребята из «Смены» попросили меня порисовать (прим.ред. – имеется в виду провести перформанс).

- То есть данный перформанс не был Вашей инициативой?

- Нет, но до этого я иногда рисовал на открытиях выставок. Прежде всего, я не считаю это перформансом. Скорее, это обычное рисование вживую. Я же не пытаюсь выразить какую-то идею или что-то сказать людям. Это просто так, чтобы зрителям было повеселее. Такая замена фуршета.

Смена

- Получается, что для Вас искусство – прежде всего, возможность выразить себя, нежели донести до зрителя некую философскую концепцию?

- По большому счету, мне нечего сказать глобально. Хотя, я не совсем доволен современным режимом, когда заходишь в магазин после работы, и у тебя все равно не хватает денег. И мои родители, и бабушка тоже нуждаются в деньгах. Но, тем не менее, я не вижу разницы, между обычным художником и тем, который «против». Разве что-то изменится от моего протеста?...

- То есть Вы считаете, что выражение протеста в искусстве бессмысленно?

- Не в этом дело. Почему я должен в своем творчестве обязательно выражать какую-то социальную позицию? Айвазовский, или кого сейчас любят, просто рисовал свои волны и не вкладывал в это политический подтекст. Я никогда не был привязан к политике, и не хочу быть привязан. Потому что у меня это само по себе не получается. Мне нужно надумывать. Если когда-нибудь случится нарисовать что-то политическое, то пускай будет. Специально это делать я не буду. Может, для выражения социальной позиции у меня нет каких-то данных или не хватает таланта. Мне нравится возить эти линии, мазюкать там себе... Например, вот сейчас кайфово то, что я нарисовал в выставочном зале, а вечером завтра приду, посмотрю на свою картинку и подумаю: «Ерунда». Скорее всего, так и будет, и придется перерисовывать.

- То есть Вы скептично относитесь к своему творчеству?

- По-разному. Иногда да, иногда нет. Сейчас просто чувствую себя не очень: стою в этом зале, как на стриптиз-шоу.

- Почему Вы рисовали в наушниках?

- Мне было некомфортно. Я давно не рисовал при людях. Музыка играет не та, да и вовсе долго не играла. Еще я постоянно слышу свой голос с видеозаписи позади себя, которая, кстати, повторяется каждые десять минут.

- То есть Вам нужна определенная атмосфера для творчества?

- Именно! Я никогда не рисую с фотографии. Всегда рисую с натуры, потому что человек создает нужную атмосферу, которую я передаю в своих работах. В атмосфере вся соль. Мне совсем неважно точно передать реальность. Например, если женщина позирует в одежде, я могу нарисовать ее голой. Если человек одет в черное, он может получиться в красно-розовых тонах. Когда люди приходят позировать, перед этим мы можем поболтать час-другой. К тому же, когда ты рисуешь кого-то, вы внимательно рассматриваете друг друга. Каждый человек своим присутствием сильно влияет на мое настроение, которое отражается в картинах.

- Для Вас произведение искусства - это товар или что-то далекое от коммерции?

- Я бы хотел, чтобы искусство создавалось как нечто некоммерческое. Но жизнь сейчас устроена так, что деньги рулят всем. Хочется верить, что произведение искусства самодостаточно. Но, по крайней мере, в России почему-то принято считать, что получить вознаграждение ты должен здесь и сейчас. Хотя есть художники, которые не признаны на рынке, но пользующиеся успехом в своей профессиональной среде. И музыкантов много существует, которые не хотят лезть в телевизор. Но при этом они собирают залы. И ты приходишь к ним на концерт, слушаешь, и понимаешь, что они не хуже тех, кого каждый день показывают по телевизору.

- Искусствоведы определяют Ваш стиль как неоэкспрессионизм, Вы с этим согласны?

- Согласен.

- А что Вас привлекает в этом стиле?

- Ничего. (Пожимает плечами) Так просто рисуется само по себе. Не я его выбираю, а он меня. Вообще, очень глупое занятие - анализировать то, что я делаю. Это я так для себя считаю. Чем больше я говорю, тем меньше рисую. Потому что все по полочкам раскладывается и становится неинтересно. Пропадает элемент неожиданности.

Смена

- Есть ли художники-неоэкспрессионисты, творчество которых Вам близко?

- Я не очень разбираюсь в классификации стилей. Мне нравится тот же Фрэнсис Бэкон (английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи - прим.), Эгон Шиле (австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма - прим.), кто-то еще. В разные периоды – разные художники. Если я играю русский рок, например, не значит, что я слушаю только русский рок. Я принципиально не изучаю биографии художников и книги об искусстве. Иначе, хочешь - не хочешь, но начинаешь подстраиваться под них, и это накладывает большой отпечаток на твое творчество.

- Некоторым зрителям любые постмодернистские работы приходятся не по душе. Как Вы относитесь к репликам, что Ваше творчество – не искусство?

- Меня это уже не задевает. Я привык к таким отзывам. Но бывают случаи, когда люди выражают свое неприятие в агрессивной форме. Некоторые подходят ко мне на выставках и спрашивают: «Что ты за хрень рисуешь? Пойдем поговорим». Я спокойно с ними разговариваю, и потом многие из этих людей начинают ходить на все выставки и звать меня выпить. Когда происходят подобные ситуации, необходимо завлечь зрителя, в первую очередь, самим собой.

- А важны ли для Вас отзывы зрителей?

- В последнее время да. Я начал думать о своей аудитории. И это очень мешает. Потому что ты не можешь угодить всем, даже если захочешь. Когда ты свободный, ты делаешь то, что хочешь. А сейчас у меня стал появляться страх сделать что-то не то, ошибиться.

- Что Вас вдохновляет?

- Я не верю во вдохновение. Искусство – оно как работа. Стоит только начать и через час тебя уже не оттащить от холста. Нужно просто включиться. Я считаю, что существует еще и вдохновение для того, чтобы не рисовать. И я ищу, скорее, его.

- Пробовали ли Вы когда-нибудь создавать работы в реалистическом стиле?

- Пробовал, когда учился в художественной школе. Помимо художественной школы, у меня нет художественного образования. Но я и не вижу в нем смысла. Я же рисую не для того, чтобы кому-то что-то доказать или быть услышанным. Я рисую, потому что мне нравится сам процесс. И так случилось, что результаты этого процесса нравятся искусствоведам, кому-то из галеристов.

 - Не мешает ли Вам отсутствие художественного образования?

- Наоборот, очень помогает. Когда я хочу что-то нарисовать, не задумываюсь, правильно ли так делать или нет. Поэтому у моего творчества нет рамок. Когда ты образован, ты ограничен определенными правилами. Хотя сейчас я сам многому научился. Например, что нельзя оставлять кисточки в акриле, они там засохнут. Такие технические штуки. Ну это я так, примеры привожу совсем тупенькие.

-Почему Вы предпочитаете акрил?

-Да он сохнет быстро. Маслом я пробовал. Для галереи, конечно, масло лучше. Но я обычно стараюсь картинку за раз нарисовать, ну за два. А если нанести масло, особенно толстый слой, то оно долго сохнет. Акрил, к тому же, можно с водой разводить. Не нужно кучу растворителей. Вообще, я в последнее время стал в строительных магазинах просто колер покупать.

Смена

- Вы начали рисовать, будучи студентом педагогического университета. Как Вы к этому пришли?

- Я раньше рисовал, как и все в детстве. Просто я всегда спортом занимался. Из-за этого времени ни на что не оставалось. Не было такого, что бы я шел и вдруг  НЛО  увидел, меня осенило, и я стал рисовать. Как-то само собой получилось. Просто в возрасте ты осознаннее начинаешь подходить к этому процессу и регулярнее. Вот регулярно рисовать я стал как раз со времен художественной школы... (Задумался)

Некоторые московские художники считают, что я с черного хода зашел в эту тусовку. Ну, как все это обычно бывает: сначала ты должен пойти в художественную школу, потом получить высшее художественное образование. Хотя, если приехать в Москву, походить год-два на выставки, уже можно сделать свою. И образование тут совсем не нужно. Просто ты уже будешь на волне, будут нужные знакомства. Вопрос в том, сколько потом ты выставок сделаешь, и будет ли вообще из чего их делать. Хотя я не понимаю зачем эти выставки вообще. Ну вот правда.

- А почему Вы тогда в них учувствуете?

- А иначе будет не совсем искусство. Искусство должны видеть люди. С другой стороны, все-таки хочется быть оцененным.

- Ситуации, в которых Вы могли бы оказаться с персонажами Ваших картин, достаточно необычны, судя по названиям работ: «Вечерняя орбита пчелы возле арбуза и тополя», «Она натирала бананы мятной жвачкой», «Синдром рыбака», «Разрезая полароид» и «Язык жеста». Как Вы придумываете такие ситуации? (за каждым портретом, со слов Васильева, есть своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа. Для художника ключевым является не столько портретное сходство с человеком, сколько ситуативный контекст с привнесенными извне смыслами, в котором Алексей оказывался или мог оказаться вместе с конкретным человеком или персонажем - прим.) 

- Многие ситуации действительно случались с людьми, которых я рисовал. Они мне их рассказывали. Остальные истории я придумываю. Вот как сейчас, например. Изначально я же собирался совсем другое нарисовать на стене.

Смена

- Расскажите реальную необычную ситуацию, которая приключилась с Вами и персонажем Вашей картины?

- Вот я начал говорить про это в видоинтервью, и понял, что почти все забыл. Вспомнил только историю, не о том, как все было, а что потом с женщиной случилось. Это про картину «Поливать шампанским», где тетенька сидит с пульверизатором. Я рисовал эти работы для выставки в Швеции. Одна женщина очень захотела купить эту картину, но их нельзя было продавать, потому что их возили через посольство. И тогда она попросила сделать ей постер и прислать. Я спросил, чем ей так понравилась картина. И она ответила, что сама точно так же живет, как женщина на картине, и у нее дома тоже такая бутылка из-под шампанского с пульверизатором. Прикольно, когда совпадают такие вещи. Тогда тебе уже не кажется, что ты такой идиот.

- Зачастую в Ваших работах местом действия становится пространство повседневности. Почему повседневность так для Вас привлекательна?

- Потому что это не так пафосно и высоко. А, может быть, на мне так отразилось творчество таких писателей, как Чехов, Довлатов, Буковски, Лимонов. Чехов, к примеру, писал простыми словами о простых вещах, и тем самым понятен любому иностранцу.

- В Вашем творчестве много отсылок к литературе. Помимо художественного искусства, Вы увлекаетесь еще и литературой?

- Да. Это в названиях (работ - прим.) проявляется. Этакий недоделанный писатель. Но я знаю, что не смогу написать рассказ какой-то или книгу. Максимум, могу вести полудневник.

- Были ли Вы раньше в Казани?

- Нет, я здесь впервые.

- И какие у Вас впечатления от города?

- Мне тут понравилось. Уже успел сходить в Кремль. Даже два раза. Из лука стрелял и арбалета. Особенно мне были интересны спортивные объекты. Я хотел попасть на какие-нибудь соревнования, но, к сожалению, уже не сезон. Вообще, я хочу поездить на машине, осмотреть интересные места вокруг города. Я люблю путешествовать.

- Вы и сейчас интересуетесь спортом?

- Да. Мне нравится хоккей, футбол. Я люблю кататься на велосипеде. Любовь к спорту заложилась во мне еще в юности, как часть жизни.

- Каковы Ваши планы на будущее?

- Сделать выставку про Казань (в рамках программы «Не-места» - прим.). У меня есть только наброски. Пока я просто ходил по улицам, осматривался, что-то записывал. Ребята из «Смены» беспокоятся, пора бы уже начать рисовать.

Автор -Алиса Маркелова

 

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
17:05 - «Вертолеты России» передали ГТЛК первый медицинский Ансат 16:40 - «Подводная эра» - ода дружбе и командной работе 15:38 - ВТБ24 начал кредитовать стартапы по франшизе 14:29 - Университет Иннополис и НПО «Эшелон» подписали соглашение о сотрудничестве 13:51 - Рынок ждёт решения ОПЕК 13:14 - Свыше 500 артистов приняли участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры в Казани 12:34 - В Татарстане будет создана опытная зона сети нового поколения 5G 12:20 - Экономические ворота в Африку 11:14 - Рустам Минниханов награжден орденом Александра Невского 10:56 - На Кубке Конфедераций в Казани будут задействованы порядка 2 тыс. волонтеров 09:52 - Российские регионы получат 6 млрд рублей – для покупки автомобилей и автобусов 08:41 - Сегодня в Казани: Дмитрий Медведев проведет заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России 07:45 - Известна примерная дата «прямой линии» с Владимиром Путиным 24 Мая - Президент уполномочен поручить: какие изменения ждут социальную сферу 24 Мая - Взаимодействие во имя согласия 24 Мая - Лондон - самый популярный город в Европе для шоппинга 24 Мая - Кинотеатр под открытым небом «Киносреда» возобновляет свою работу 24 Мая - В 2ГИС появилась постоянная подборка новых мест в столице Татарстана 24 Мая - ЦИАН представил рейтинг крупнейших агломераций России по максимальному уровню цен в строящихся домах 24 Мая - Рейтинг Китая понижен
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Стали ли вы опасаться поездок на метро после случая в Санкт-Петербурге?

Экономика и финансы

  1. Рынок ждёт решения ОПЕК
    Приближение вердикта ОПЕК 25 мая по продлению соглашения заставляет анализировать возможные нюансы рынка. Практически не остается сомнений в том, что пакт будет продлён. Его действенность доказана, за
  2. Экономические ворота в Африку
    Интеграция российских технологий и продуктов в египетский рынок сулит выгоды для обеих сторон.
  3. ЦИАН представил рейтинг крупнейших агломераций России по максимальному уровню цен в строящихся домах
    Понятие «дорогая недвижимость» в зависимости от региона России может иметь совершенно разную трактовку. Если в столице самая дорогая квартира в строящемся доме обойдется более чем в полмиллиарда рубле
Подписаться

Топ

  1. Оснастить машины скорой помощи видеосвязью? Предложение Минздрава РФ
    Министерство здравоохранения РФ выступило с предложением об оснащении машин скорой помощи средствами...
  2. Председатель «Внешэкономбанка» высоко оценил инвестиционный потенциал ОЭЗ «Алабуга» в ходе KazanSummit 2017
    Сегодня ОЭЗ «Алабуга» презентовала инвестиционные возможности в ходе Международного экономического с...
  3. Сегодня в Иннополисе: открытие конференции «Цифровая индустрия промышленной России-2017»
    Сегодня, 24 мая, в Иннополисе состоится открытие конференции «Цифровая индустрия промышленной России...
  4. 20 мая в Казани: общегородская ярмарка вакансий
    В предстоящую субботу, 20 мая, в столице Татарстана состоится общегородская ярмарка вакансий – как с...
  5. Бизнес по канонам ислама
    Экономика исламского мира растет каждый год. Это обусловлено тем, что в мире проживает более 1,76 мл...

Афиша

Все события

Интервью

Рука помощи стартапам

Рука помощи стартапам

Кризис – время молодых и дерзких, готовых на пути к финансовому успеху пробовать свои силы порой в самых невероятных проектах.

10.2291 Mb