Казань,22 Октября, Воскресенье $ 57.51 € 67.89
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»
Фото: https://yandex.ru

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

На «Ревизора» я не попал, а вот «Женитьбу» не только посмотрел, но и обсудил (непосредственно перед тем как посмотреть) с исполнителем роли Кочкарева - актером Дмитрием Лысенковым. Итоговое мнение: актер и персонаж очень похожи друг на друга. Оба – напористые, харизматичные и острые на язык. Разговор, естественно, был не только о спектакле вечера.

Ледовое зрелище

– Дмитрий, в чем изюминка спектаклей, привезенных в Казань?

– Изюминка «Ревизора» в том, что используется не канонический текст, а сценическая версия пьесы, подготовленная Мейерхольдом и Кореневым в 1926 году. В интернете можно найти отрывки записи спектакля того времени с Эрастом Гариным в главной роли. Причем, Мейерхольд делал не самого «Ревизора», а мир Гоголя с включением цитат из «Женитьбы», «Мертвых душ», «Игроков». У нас, по сравнению с мейерхольдовским, отображение мира Гоголя получилось не столь масштабным, но это опять же не чистый «Ревизор».

В «Женитьбе» Валерий Владимирович решил, что все действо должно происходить на коньках. На сцене будет лед, правда, искусственный, но, тем не менее, когда-то его невозможно было отличить от настоящего. На премьере, во всяком случае, люди недоумевали, звучали реплики типа «они там вообще о…ли, залили каток на сцене!»

– И для чего это понадобилось режиссеру?

– Об этом лучше спрашивать у режиссера все-таки, но, по-моему, задача была в том, чтобы снять эту пьесу с диванов и поставить на более энергичные рельсы. Это дало возможность выделить совершенно другую энергию. Плюс, если рассуждать о замысле, смыслах, налицо противопоставление мира дивана, в котором живет Подколесин, уютного и маленького, тому безумию, которое разворачивается вокруг него. Когда мы только начали репетировать, в моду вдруг вошли ледовые шоу, все встали на коньки. Фокин, будто предчувствуя что-то, поставил «Женитьбу» на коньки еще в Корее. Правда, там были роликовые коньки. Премьера нашей же постановки странным образом совпала с взрывом безумной страсти к спорту в нашей стране.

 

Нервный человек из Петербурга

– В списке ваших киноработ значится криминальная драма «Танцуют все!» о шпане 50-х годов. Мы с вами ровесники, поэтому мне интересно, как вы пережили 90-е – время гопников и «дележа асфальта»?

– Фильма вы, конечно, не видели, потому что он не может привлечь внимание, это неудача. Деньги, как водится, были украдены, в результате художественный руководитель киностудии доводил фильм, склеивая имеющиеся кадры. Что касается 90-х, то я не был со шпаной и, тем не менее, меня не трогали. Знали, что я человек нервный, если задеть, буду драться по- настоящему. Моя компания в школьные годы – это компания моего младшего брата. Мне было интересно либо с теми, кто младше, либо со старшими. Любил сидеть на кухне, когда родители и их друзья-ровесники пили, курили и беседовали за жизнь. В 90-е все беседовали за жизнь и о будущем страны.

– Как, в принципе, и сейчас.

– Сейчас другая история. Тогда люди видели для страны разнообразные пути развития, многопартийность была не просто красивым словечком. А сейчас все понятно – ты либо «за», либо «не за».

– Недавно в Казань приезжала отборочная приемная комиссия Академии Михалкова для собеседования с выпускниками нашего института культуры и театрального училища. Идея переподготовить кадры с тем, чтобы они потом вернулись обратно, но все, с кем я беседовал, хотят остаться в Москве.

– Естественно.

– А вы почему тогда остались в Питере?

– Я вообще не планировал переезда, когда поступал. Когда закончил, я тоже об этом не думал. Был момент, когда я об этом подумывал, но это был период работы в театре имени Ленсовета. Оттуда тогда ушли все артисты, которых я любил и уважал, мой педагог и режиссер Юрий Бутусов. Умер худрук театра – начался период безвластия, анархии. Вот тогда я присматривался к Москве. Но волею судеб я оказался в Александринском театре. Недавно десять лет отметил работы в этом театре. Перебираться в Москву пока не планирую. Мне сейчас это трудно сделать – у меня есть семейство, перевезти его на непонятную почву было бы, по меньшей мере, рискованно.

 

«След» в карьере

– На ваш взгляд, реально талантливому, подающему надежды актеру или режиссеру найти себе место в Москве?

– У любого регионального актера таких шансов, по-моему, даже больше, чем у актера из Петербурга, - питерских в Москве не жалуют. Вечное соперничество двух столиц дает о себе знать. В Москве много состоявшихся артистов, приехавших из Саратова, Екатеринбурга, еще откуда-то. Конечно, если переезжать в Москву, то нужно это делать не для сериала «След», а для работы в каком-либо театре. Иначе неизбежна деградация.

– У вас, кстати, много ролей в сериалах. Они вам интересны исключительно как источник заработка, или вы обращаете внимание и на качество продукта?

– Когда-то только источник заработка, а сейчас это мировая тенденция – уйти в сериалы. Взять хотя бы «Карточный домик» с Кевином Спейси. Но и российские сериалы стали лучше, исключая бесконечную ментовскую историю. Я сам играл главную роль в сериале о писателе - «Бедные люди». По прежним представлениям, это полный неформат – не про военного, спортсмена или мента, а про писателя.

– Вы и в «Сталинграде» снимались. При всех вложениях фильм явно не на уровне «Они сражались за Родину»…

– Никто и не ставил таких задач. Фильм на совершенно другого зрителя ориентирован. Если в фильме Бондарчука-старшего ровесник говорил с ровесником, прошедшим войну, то здесь сын того самого ровесника обращается к аудитории своих детей и внуков. Совершенно другие средства выразительности. Это разговор с аудиторией на понятном ей языке, с аудиторией, для которой Великая Отечественная так же далека, как война с Наполеоном. Почему я там участвовал? Мне нравились моя роль... Колоссальная работа художников, потом, к сожалению, зарисованная компьютерной графикой... Томаса Кречмана можно было понаблюдать. Хороший голливудский артист, вернее – немецкий артист, сделавший карьеру в Голливуде. Этакая немецкая машина в актерском деле.

 

Если звезды зажигают…

– Александринский театр много гастролирует. Сложилось ли у вас в этой связи видение общих и частных проблем артистов в столицах и в регионах?

– Я могу только сказать об одной общей проблеме. Это недостаток образования – все театральные вузы страны выпускают недоученных людей и не стесняются этого. Отсутствие педагогов и педагогики в театральном деле. Вузы есть, а преподаватели кто?

– Создали Академию Михалкова…

– Ну, Академию Михалкова создали для того, чтобы там учили не бесплатно, правда? Наивные люди оканчивают ее в какой-то надежде, но никакого отношения к реальному театральному и кинопроцессу полученные там знания, по большому счету, не имеют. С другой стороны, любой опыт, даже отрицательный, это все равно опыт, который делает тебя богаче.

– Финансовая проблема есть? Вообще в актерскую профессию сегодня идет молодежь?

– Идет - и гораздо больше, чем в 90-е. Тогда спектакли играли при полупустых залах. Людям было не до театра, они занимались поисками продуктов питания. Потом настали сытые «нулевые», люди начали ходить в театры. Будем надеяться, что мы не только соответствуем их ожиданиям, но и берем на себя функцию по воспитанию вкуса. Про финансовую проблему мне сложно судить, потому что я работаю в театре, получающем президентский грант. В этом смысле у нас нет финансовых проблем. В регионах возможно недостаточное финансирование, но на примере Татарстана этого не скажешь. У вас много внимания уделяется культуре.

– Насколько востребованы пьесы современных драматургов? Не маститые авторы вроде Николая Коляды, а новые имена. Я потому спрашиваю, что у нас есть русскоязычные драматурги, которые считают себя невостребованными из-за того, что в республике приоритет отдается авторам, пишущим на татарском языке.

– У репертуара Александринского театра есть специфика – на основной сцене идут только пьесы из мировой классики. Все свежее ставится на новой сцене. Там драматурги вместе с режиссерами собираются, пишут тексты, кипит творческая жизнь, в которой я, к сожалению, почти не принимаю участия. Сейчас, правда, на большой сцене мы репетируем «Оптимистическую трагедию». Молодой драматург Ася Волошина адаптирует текст Вишневского. Это именно молодой драматург, но у нее уже была своя лаборатория в театре Ленсовета, и в целом по городу идут ее пьесы. Михаил Патласов поставил пьесу «Шум». Это – спектакль-вербатим, в основе которого реальная история подростка-геймера, убившего из обреза одноклассника за унижение...

Я хочу сказать, что если автору есть что сказать, и это что-то в кого-то попадает, в Москве и Петербурге он всегда найдет площадку для постановки своих вещей. Для этого в Питере, например, был On.театр, есть многофункциональная театральная площадка «Скороход»… Михаил Патласов, он, правда, режиссер, вообще из глуши приехал – село Березовки Пермской области.

 

Болтики и винтики

– Дмитрий, поделитесь ближайшими творческими планами.

– В 2017-м юбилей Октябрьской революции, поэтому я занят в «Оптимистической трагедии». Спектакль пока находится в стадии репетиций. Как только мы его выпустим, приедет француз Беллорини с пьесой израильского драматурга Ханоха Левина «Крум» для новой сцены. В кино у меня есть роли в проекте Хотиненко «Меморандум Парвуса» (сериал отснят, сейчас идет монтаж) и у Петра Буслова, снимающего сатирический сериал о коррупционерах. Съемки должны закончиться в ноябре. Вот мои планы до нового года.

– Смотрел на днях последнюю работу Бортко в кино – драму «О любви». Фильм на острую ипотечную тему, но острота эта слабо чувствуется в декорациях парадного Петербурга. Что это – такая форма цензуры?

– Я думаю, просто авторы хотели сделать красивое кино.

– Или отработать деньги от государства, которому перед президентскими выборами нужно как можно меньше негатива на экране?

– Государственные деньги на что угодно идут, на уровне творческой заявки за этим никто не следит. Здесь все решают знакомства и способность без мыла влезть куда надо. А цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет. Есть что-то вроде самоцензуры, причем, в сталинском духе, когда режиссеры, продюсеры боятся поднимать какие-то острые темы. Они рассуждают: «Ну, за это нас закроют», «плохо продастся»… А актеры - люди подневольные, мы являемся болтиками в этой конструкции. Совсем мизерные винтики.

С театром ситуация другая. Но в театр ходит хотя бы раз в год всего два процента населения. По сравнению с телевидением, которое смотрит все население страны, это настолько ничтожно, что никому в государственном аппарате нет никакого дела до того, что происходит в театре. Пока, во всяком случае.

– А как же быть с проверкой Следственного комитета в «Гоголь-центре»?

– Скорее всего, это оттого, что кто-то с кем-то не поделился. Вы думаете, в культуре бюджетные деньги не пилят?! Воруют везде одинаково, просто разное.

Автор - Алексей Егоров

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
12:30 - Путин поздравил Назарбаева с 25-летием дипломатических отношений между Россией и Казахстаном 11:48 - Страны ОПЕК+ в сентябре исполнили обязательства на 120% 11:00 - В Германии продают «Копейку» 1976 года выпуска 21 Октября - Россия и Турция рассматривают возможность использования нацвалют при взаиморасчетах 21 Октября - Китайские сельхозкомпании планируют сотрудничество с Татарстаном 21 Октября - Минниханов: у Татарстана и Турции имеется достаточно возможностей для дальнейшего развития бизнес-связей 21 Октября - Apple выпустит бюджетную версию iPhone X 21 Октября - Рустам Минниханов встретился с министром экономики Турции 20 Октября - Министр энергетики РФ Александр Новак прибыл в Казань 20 Октября - Минсельхоз РТ: основная обработка почвы в Татарстане выполнена на 81% от плана 20 Октября - Минстрой РТ: на 19 октября капремонт многоквартирных домов выполнен на 94,4 % 20 Октября - Где в Казани райский труд? 20 Октября - АО "Изоляционный трубный завод" готовится стать резидентом ТОСЭР "Набережные Челны" 20 Октября - Рустам Минниханов открыл в Казани новое здание городской поликлиники №21 18 Октября - В Нижнем Новгороде задержаны «черные банкиры», чей доход оценивается в 20 млн рублей 18 Октября - iPhone 8 вошел в тройку самых популярных смартфонов в России 18 Октября - Пенсии в России проиндексируют на уровень выше инфляции 2017 года 18 Октября - В Казахстане одобрили соглашение о перемещении оружия внутри ЕврАзЭС 18 Октября - ЦБ внесет в черный список более ста сотрудников «Открытия» 18 Октября - 32,1 млн рублей выделил исполком Казани на новогодние подарки детям
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Morgan Stanley повысил прогноз роста ВВП России в 2017–2018 годах
    Инвестиционный банк Morgan Stanley повысил оценку роста ВВП России в 2017 году до 2% с 1,5% и до 2,2% с 1,8% в 2018 году. Среди причин роста — увеличение потребления, которому поспособствовало замедле
  2. «Райффайзенбанк» приостановил работу отделений из-за сообщения о взрывном устройстве
    «Райффайзенбанк» сообщил о временной приостановке работы отделений и call-центра из-за сообщения о взрывном устройстве.
  3. В России запретят снимать наличные по анонимным банковским картам
    Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что снятие наличных по неименным банковским картам будет запрещено. На этой неделе в правительстве одобрили законопроект о запрете снимать наличные с анонимных
Подписаться

Топ

  1. На KAZAN TOURISM FORUM 2017 раскроют секреты комплексного управления туристскими территориями
    ...
  2. В Нижнем Новгороде задержаны «черные банкиры», чей доход оценивается в 20 млн рублей
    В Нижнем Новгороде была задержана группа «черных банкиров». Они занимались незаконным обналичиванием...
  3. Рустам Минниханов открыл в Казани новое здание городской поликлиники №21
    Сегодня в Казани на улице Рихарда Зорге, 103 состоялось торжественное открытие нового здания городск...
  4. Образовательный центр «Сириус» в Сочи посетил Рустам Минниханов
    Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил в Сочи образовательный центр «Сириу...
  5. 32,1 млн рублей выделил исполком Казани на новогодние подарки детям
    Согласно сайту госзакупок, 32,1 млн рублей выделил исполком Казани на новогодние подарки детям....

Интервью

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

10.4417 Mb