Казань,28 Июня, Среда $ 58.88 € 65.96
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Скандальное «Причастие» Александра Долбина в Казани: «Сейчас мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а варвары уже гуляют по Мюнхену и насилуют женщин»

Скандальное «Причастие» Александра Долбина в Казани: «Сейчас мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а варвары уже гуляют по Мюнхену и насилуют женщин»
Фото: Яна Вахитова

12-го мая в РКИ «Штаб» состоялась премьера скандального документального кинофильма Александра Долбина (Hi-Van) «Причастие», рассказывающего о проблемах и взаимосвязях культуры и цивилизации.

 После просмотра прошло обсуждение, на котором зрители смогли подискутировать с авторами фильма о затронутых темах. Совместно с приглашенными экспертами фильм обсудили с точки зрения культурно-исторического контекста и особенностей киноязыка.

В качестве приглашенных экспертов выступили: Денис Осокин – писатель и сценарист. Член Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Член киноакадемии стран азиатско-тихоокеанского региона.

Сергей Петрушин - доктор психологических наук, профессор, психотерапевт Европейского реестра, директор «Высшей школы частной психологической практики», официальный преподаватель и супервизор практики международного класса Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Адиля Хайбуллина - киновед; член экспертной отборочной комиссии Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино; ведущая рубрики «Культурщина» на радио «Миллениум» с обзором киноновинок недели; соавтор и ведущая показов в кинотеатре «Мир» - «Ретроспектива» и «Кинокульт»; педагог Казанского Театрального Училища по дисциплине «Искусство кино».

Айрат Файзрахманов - кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, публицист, редактор блога «Европейский Татарстан».

Перед началом показа Александр Долбин выступил перед зрителями со вступительной речью:

 «В фильме мы хотели показать историю, когда 3-го мая 1155-го года на Цинхай-Тибетском нагорье высадилась 101-я трансгалактическая экспедиция, на которой на Землю и попали Тамерлан, Чингисхан и Виктор Цой. Но с собой они привезли некий вирус. Благодаря вирусной мутации, и образовались на Земле личности. Люди стали одухотворенными и интеллектуальными. И когда Чингисхан увидел это, он воскликнул: «Come Together!» И они пошли на Запад, неся с собой любовь. Вторая часть нашего сценария заключается в том, что 6-го августа 2016-го года в Музее имени Марджани состоялась международная конференция по истории, на которой рассматривался вопрос существования и гибели Улуса Джучи (Золотая Орда). На этой конференции появился странный человек, который утверждал, что нельзя сравнивать Орду с Европейскими империями. И этот странный человек не случайно проболтался, что он и есть Джучи-хан. После этого он сразу попал в психушку. В психушке на его спине обнаружили цитаты из научной статьи Тимура Хайдарова (кандидат исторических наук). Так появился главный герой нашего фильма. На наш взгляд, это есть небольшое чудо, как сценарий превращается в кино. Желаю вам приятного просмотра».

Штаб

Сам фильм длился 55 минут, который зрители смотрели молча и заворожённо. После просмотра модератор дискуссии Адель Таккезе  предложил обсудить тезисы из фильма.

Модератор: - Сегодня всякая антизападная риторика воспринимается как государственный курс. Несмотря на то, что в картине очень много антизападный идей, на мой взгляд, она не является пропагандой, потому что автор не является представителем государства.

Вопросы из зала не заставили себя ждать. Одна из зрительниц обратилась к режиссеру с вопросом,  почему он называет данный фильм документальным.

Александр Долбин: - Все, что снято оператором, является документом. Поэтому любое кино является документальным. Когда мы работали над этим фильмом, мы нашли три прижизненных изображения Тимура Тамерлана: китайский художник изобразил его китайцем, османский художник нарисовал османа, венецианский художник нарисовал венецианца. Является ли это документом, исторической правдой? Я считаю, что да. Своих студентов я учу, что единственный и самый лучший документ, который описывает историю – это художественное произведение. То, что снято на пленку, уже является документом, нравится нам это или нет. Конечно же, это выражение моей позиции. А я ничего другого и не мог показать. Еще Феллини говорил, что если его заставят снимать фильм  про аквариумных рыбок, это все равно будет автобиографический фильм. К тому же, для меня создание фильма – это способ познания окружающего мира.

Адиля Хайбуллина: - Существуют четыре вида кино: документальное, художественное, анимационное и научно-популярное. Получается, что все эти четыре вида смиксованы в «Причастии». Все-таки, документальное кино предполагает, прежде всего, фиксацию реальных исторических событий, которые были сняты на пленку архивно. У режиссёра же здесь присутствует попытка что-то разыграть, придумать и попытаться сделать так, чтобы зритель поверил. Я согласна, что это не документальное кино, а некий вариант научно-популярного с авторским. Историческое кино, если оно игровое, не претендует на историческую реальность.

Зритель: - Почему режиссер выбрал именно такой киноязык? Мне, например, он кажется сложным.

Александр Долбин: - Фильм начинался как обычная видеолекция с исторической конференции, где рассматривался вопрос возможных причин исчезновения Орды. Что там сложного в языке, я не понимаю. Если включить канал «Discovery», то такой способ подачи материала можно встретить практически в любом историческом фильме. Этот фильм - не попытка кому-то что-то сказать. Пока мы его снимали, мы узнавали много нового. Например, особая форма одежды монгольских воинов обусловлена не красотой, а безопасностью. Также оказалось, что города, которые сжигала Орда, существуют и процветают поныне.

Штаб

Зритель: - Мой вопрос может быть глупым, потому что я ничего не понял. Я потерялся в сюжете. По ходу просмотра я не понимал, с чьей точки зрения демонстрируется взгляд на историю. Кстати, исторических фактов было очень много, но они никак не были привязаны к вашему мнению.

Зритель: - Хотелось бы спросить о монологах. Писались ли они заранее или все это – экспромт? Сколько было дублей?

Александр Долбин: - Я снимаю кино как раз потому, что тоже считаю себя неумным. В фильме мы пытаемся понять, почему погибла Цивилизация. Из-за Ледникового Периода? Чумы? Но есть же и другие причины, почему-то не рассматриваемые учеными. Мы пришли к выводу, что гораздо большее влияние на судьбы государств оказывают не эпидемии, взрывы вулканов, а именно нарушение связи между учителем и учеником. Причем, такое развитие фильма не было придумано заранее. Мы пришли к нему уже во время съемок.

Мы принципиально записывали чтение текстов сходу, с одного дубля. До того, пока герой не начинал читать перед камерой текст, он не знал, о чем пойдет речь. Если мы говорим о познании мира, то нам важно было проследить рождение мысли. Когда смотришь дикторов по телевизору, которые читают великолепно, быстро, правильно, создаётся ощущение, что они не понимают, о чем читают. Мы пытались зафиксировать момент осмысления впервые увиденного текста.  

Модератор: - Давайте обсудим следующий тезис: «Программа головного мозга записана только на русском языке. Любую мысль можно выразить только на русском».

Сергей Петрушин: - Я услышал в фильме боль режиссера за Европу в фильме. То ли она загнивает, то ли вирус у нее какой-то. И вот я теперь думаю, что как-то ей нужно помочь. Подкупает, что у автора есть своя позиция, и он горит этим. И пытается исследовать этот вопрос с разных сторон. Вы что-то обнаружили, и вам хочется этим поделиться со всеми. Этот азарт мне очень нравится. За съемки на природе отдельное спасибо.

Александр Долбин: - Спасибо вам. На этот фильм из собственного кармана я выложил около 800 тысяч рублей. Государство дало совсем немного. Мы нашли спонсоров, которые вложили еще порядка 700 тысяч. И это, если не считать машины, которые мы разбили и сожжённую баню.

А что касается русского языка, как языка человеческого мозга, то это не я придумал. Существует такая гипотеза. И здесь мы это использовали только для того, чтобы обыграть, почему у нас тамерланы и чингизиты говорят на русском языке.

Модератор: - «Сегодня не мудрецы оценивают правителей, а правители награждают ученых». Александр Юрьевич, куда делись мудрецы и с чем это связано?

Александр Долбин: - В свое время Чингисхан приехал к учителю, и сказал ему, что имеет божественное происхождение. На что учитель ему ответил, что это не так. Чингисхан обиделся и уехал. А что будет сегодня, если ученый выскажет неполиткорректную мысль? В фильме мы рассуждаем, отчего погибли Помпеи. Оттого, что какие-то чиновники не послушали ученых и построили город под Везувием. В 80-е годы в Казани начали строить электростанцию на геологическом разломе. И изначально это было обоснованием, чтобы это строительство запретить. Тогда строительство прекратили. Но сейчас строительство хотят возобновить, и перед нашими учеными поставили задачу найти обоснование, почему этот геологический разлом не представляет опасности для электростанции. Вот о чем речь. Сгорают Помпеи, потому что правители не слушают учителей.

Модератор: - «Появление монголов в XV веке было чудом, которое должно было принести свободу от нахлынувших на Европу сарацинов, которые были выше их в культурном плане».  Айрат Шамилевич, справедливо ли говорить, что приход монголов был действительно спасением для Европы?

Айрат Файзрахманов: - Мы знаем, что XII век - это век противостояния христианской и мусульманской цивилизаций. Это век крестовых походов и прямого военного столкновения. И сарацины, по-другому арабы, мыслили себя мусульманами и, естественно, были главным врагом Европейской цивилизации на тот момент. Очень часто этническое самосознание, как и любое другое, проявляется на основании противопоставления себя чужим. И в этом плане монголы действительно могли ощущаться, как племена, которые противостоят главному врагу – арабам. И победа монголов над мусульманскими городами фактически моментально дошла до Европы. В этом плане с тезисом можно согласиться.

Штаб

Модератор: - Хочется спросить у Дениса Осокина его мнение о фильме.          

Денис Осокин: - В картине было много юмора, о котором было заявлено с первого кадра – «33+»…

Александр Долбин: - Ну «33+» это не юмор, это вполне серьезно. А фильм действительно изначально предполагался в жанре кинокомедии.

Денис Осокин: - Картина сделана на полном пограничье жанров, о котором уже сказали. Киноязык зависит от поставленных задач, даже если они не формулируются. Во время просмотра фильма я в большей степени познакомился с темпераментом автора, его системой интересов. Вы открыли перед зрителями волнующие вас вопросы. Но я все-таки немножко потерялся в фильме, хотелось бы еще раз посмотреть.

Александр Долбин: - Денис, а после просмотра фильма у тебя не появилось желание со мной поработать?

Денис Осокин:  - Мы с Вами познакомились через этот фильм. Дальше будет видно.

Зритель: - В одном из предыдущих тезисов ученые сравнивались с учителями. А в данном тезисе – кризис любой цивилизации начинается тогда, когда властители начинают обращаться не к мудрецам, а к религии и психоаналитикам - Вы противопоставляете ученых психоаналитикам. Почему? Вы не воспринимаете психоаналитику как науку?

Александр Долбин: - Психоанализ для меня вещь комическая. Психоанализ обращается к бессознательному. А наука, наоборот, к сознанию. Как они могут пересекаться? Для меня это большой вопрос. Я этого не понимаю... Проблема современности в том, что мы не знаем, что творим. После того, как мы создали фильм, поняли, что цивилизация пытается уничтожить культуру. А, уничтожая культуру, она уничтожает саму себя.

Сергей Петрушин: - Существует представление, что наука изучает реальность, а искусство занимается субъективным. Но это немного обыденное представление. Наука развивается в рамках определенной парадигмы и ученый всего лишь доказывает ее верность Я вспомнил, как я был на конференции у историков. Меня сразу поразили доклады о том, что исторической правды не существует.

А по поводу психоанализа, - он к науке, собственно, не относится. Это, скорее, психотерапия, лечение. Хотя есть определенная философия. Я считаю, что без знания психоанализа полностью не понять любую кинокартину. Это как не понять картины на религиозные сюжеты, если не знать Библию. Если вы не читали работы Фрейда и не знакомы с «Психоанализом», больше половины содержания этих фильмов пролетят мимо вас. На мой взгляд, любой культурный человек должен прочитать Фрейда. Он - гений.  

Модератор: - Хочу добавить к этому тезису еще один и их сопоставить. «Истина постигается в непрерывном служении учителю, в подражании его образу жизни и смиренному следованию его примеру». Когда звучит этот тезис, мы видим мечеть и подпись «духовная школа». Режиссер до этого говорил о том, что религия - одна из причин гибели цивилизаций. А сейчас Вы утверждаете, что мечеть является духовной школой.

Александр Долбин:-  Во-первых, это не я сказал, это цитата из «Рамаяны». Истинное образование - это то, что заложено в основе всех религий, в том числе и исламской. Но стоит отметить, что религия и вера – разные вещи. Когда в вере нарушается связь между учителем и учеником, она превращается в религию. Взять название «Причастие». Во-первых, этим фильмом мы попытались причаститься к тому опыту, который имеет наш герой: познание и история. Это первое. А второе, то как понимается причастие в христианстве. По идее, причастие - это причастность к той жертве, которую принес Иисус Христос. То есть ты примыкаешь и совершаешь тот же подвиг и приносишь себя в жертву. Но все это выглядит так, что ты вкушаешь тело Христово и его кровь. То есть ты принимаешь жертву или приносишь ее?

Модератор: - Стоит спросить, что думает о фильме Адиля Хайбуллина.

Адиля Хайбуллина: -  Я буду разбирать кино с той позиции как то, что мне дали посмотреть.  Кино все-таки снимается для зрителей. Я понимаю, что Вы хотите разобраться в каких-то вопросах сами для себя. Но здесь важно еще и то, что Вы хотите дать зрителю. Потому что кино – это искусство для кого-то. На мой взгляд, это кино важно и нужно показывать тому человеку, который, так или иначе, близок и заинтересован в поднятой теме. Я понимаю тех молодых людей, которые сказали, что ничего не поняли и ушли. Вы погружаете в атмосферу сразу с самого начала фильма очень активно и агрессивно. Позиция фильма то, что Запад – это некое зло, подается очень отчаянно. И лично мне через 15-20 минут, по большому счету, она стала понятна. Дальше идет размазывание Вашей идеи. В фильме очень много кодов, смыслов, цитат, символов. Разобраться в этом, безусловно, очень сложно. И Вы еще это все подкрепляете картинкой, визуальными эффектами. Это все достаточно сумбурно. Фильм действительно впечатляет и заставляет задуматься. Здесь вопрос о сложности языка. Еще у меня имеется вопрос к чтению в фильме. Вы читаете все четко и понятно. А, например, Тимур Хайдаров имеет некоторые проблемы с речью, и все, что он говорит -  теряется. Начинаешь его слушать, и этот кадр прерывается другой историей, потом опять возникает Тимур. Вы говорили про фильмы канала «Discovery», но как раз они сделаны по очень конкретной, четкой и лаконичной канве. Там очень грамотно идет подача: постепенное погружение в конфликтную ситуацию документального кино. Постепенное, а не исчерпывание темы и своей позиции через пару минут.

Александр Долбин: - Спасибо за такой подробный разбор от всех авторов этого фильма. Кстати, с особым удовольствием, хочу сказать, что в этом фильме приняли участие все мои дети. В частности, как операторы. Моя младшая дочь, которая сейчас находится в зале, принимала самое активное участие. Старший сын, там он сидит, создавал драматургию этого фильма.

Айрат Файзрахманов:-  Этот фильм очень важен для студентов-историков, чтобы они понимали, что в истории есть разные взгляды и мнения. Мне скинули сегодня этот фильм с утра. Я посмотрел буквально первые 5-7 минут и подумал, что фильм о сумасшедшем, в хорошем смысле, историке. Человек страдает тем, что его не принимают окружающие. Таких историков, как Тимур, сложно понять простым людям. Ваш продукт интересен тем, что это переосмысление Золотой Орды с точки зрения «Рамаяны» и вед. Это еще не делал никто.

Александр Долбин: - Очень пошло, когда режиссер объясняет свое кино. Но, тем не менее, почему именно этот актер? Да потому что и тот и другой Тимур (прим. - имеется в виду Тимур Тамерлан и Тимур Хайдаров). Это такая точка соприкосновения и драматургический ход. Мы пытались показать, что же все-таки страшнее: огонь, которым Везувий сжигал города или книги, которые пишет Тимур?

Штаб

Зритель: - Вы говорили, что здесь есть сумбур. Я скажу, как я понимаю этот фильм. Мысль проста, она уже прозвучала. Цивилизация и культура. Вопрос задавали, что можно об этом сказать. Во-первых, существует большое количество определений слова «цивилизация». И еще больше - определений культуры. Но стоит понимать, что культура - это производная от тех идей, которые имеются в обществе. Вообще, я натыкался на достаточно смелые заявления в книгах, что существуют крупные, типологически развитые цивилизации без культуры вообще. Лично я считаю, что цивилизации без культуры не бывает. Может быть, наоборот, есть какое-то общество, которое еще нельзя назвать цивилизацией. Другой вопрос, может ли культура деградировать. На мой взгляд - да. Основная идея фильма в том, что к краху цивилизации приводят не внешние факторы, а скорее изменения внутренние.

Модератор: - Прозвучала такая мысль, что многие сравнивают культуру с искусством. Мы являемся представителями современной культуры, и это слово не может потерять свое значение. Мне не ясен некий упаднический мотив фильма.

Александр Долбин: - Проблема в том, что сейчас под культурой понимают только искусство. Когда русские запустили ракету, для чего это было сделано? Мы сделали это для того, чтобы изучать космос. А американцы полетели на Луну, только чтобы доказать свое величие. Но научной программы у них не было. Чем это кончилось? Тем, что сейчас они пытаются жить с той позицией, которая была уже 60 лет назад. Они пытаются наверстать то, что уже было. И это топтание на одном месте не ведет к развитию. Главный посыл фильма в том, что, грубо говоря, мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а уже варвары гуляют по Мюнхену и насилуют женщин. Все это может кончиться катастрофой.

Обсуждение продлилось до позднего вечера, когда уже, кроме зрителей фильма, в здании «Штаба» никого не осталось. Завершилась дискуссия словами модератора, над которыми предлагалось подумать каждому из присутствующих: «В аннотации к фильму режиссер говорит, что Улус Джучи продолжает существовать и по сей день. А мы являемся его наследниками и жителями. Даже если оно так и есть то, что это меняет? Мы остаемся те же самыми людьми».

Автор - Алиса Маркелова

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
11:20 - «Казанский вертолетный завод» и «Казанский открытый университет талантов 2.0». Достигнуто соглашение о сотрудничестве 10:17 - По случаю матча Португалия – Чили сегодня общественный транспорт Казани будет работать до 3 часов ночи 09:38 - В Татарстане будут штрафовать за отсутствие вывесок на татарском языке 27 Июня - Рейтинг 50 городов России по стоимости квадратного метра 27 Июня - Фестиваль уличного перфоманса пройдет в рамках Кубка Конфедераций в сквере Аксенова 27 Июня - Сбербанк в Татарстане начал выплаты страхового возмещения вкладчикам ПАО «Интехбанк» 27 Июня - «Ак Барс» подготовил квест для своих болельщиков 27 Июня - Финансист: Предпринимателям республики стала доступна новая программа поддержки 27 Июня - Алексей Песошин сегодня представил Сергея Юшко в качестве исполняющего обязанности ректора КНИТУ-КХТИ 27 Июня - Президент РТ Рустам Минниханов поздравил всех с Днем молодежи 27 Июня - Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) – альтернатива накопительной пенсии в ПФ 27 Июня - Казанский аэропорт примет первый Евразийский форум по развитию маршрутов в 2018 году 27 Июня - Договор о разграничении полномочий между Казанью и Москвой: продлят или нет? 27 Июня - Рубль надеется на погоду 27 Июня - Что едят жители Республики Татарстан? 27 Июня - Автомобили Lada: спрос превышает темпы производства 27 Июня - «Люди должны заниматься тем, что хорошо умеют делать», – муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин 27 Июня - В России разрешена покупка алкоголя по паспорту болельщика и водительским правам 27 Июня - Скоро в России: для лиц без гражданства и места жительства появятся удостоверения личности 26 Июня - Робототехники из Татарстана – в числе победителей Всероссийской робототехнической олимпиады
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Следите ли вы за развитием событий на Кубке конфедераций?

Экономика и финансы

  1. Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) – альтернатива накопительной пенсии в ПФ
    В ходе пенсионной реформы предполагается, что накопительная часть пенсии станет формироваться самим будущим пенсионером из перечислений с зарплаты на индивидуальные пенсионные счета. Государство предп
  2. Рубль надеется на погоду
    В понедельник рубль продолжил восходящую коррекцию, причем укреплялся гораздо увереннее и активнее цен на нефть, получив дополнительную поддержку со стороны экспортеров, которые демонстрируют спрос на
  3. Золото может вернуться к росту
    После трех дней восстановления на фоне недавнего уклонения от рисков золото вернулось к снижению, обновив минимумы середины мая в результате агрессивных продаж на торгах в Европе. Причем явных катализ
Подписаться

Топ

  1. В России разрешена покупка алкоголя по паспорту болельщика и водительским правам
    Покупать алкоголь теперь можно по водительским правам и паспорту болельщика – соответствующее разреш...
  2. Фестиваль уличного перфоманса пройдет в рамках Кубка Конфедераций в сквере Аксенова
    Казань в очередной раз подтвердила свой статус спортивной столицы. Помимо масштабного события – Кубк...
  3. Рустем Загидуллин назначен на должность министра юстиции РТ
    Ранее эту должность занимала Лариса Глухова. Кандидатуру Загидуллина сотрудникам ведомства представи...
  4. Для болельщиков в Казани пройдут специальные трансляции матчей
    Все желающие смогут посмотреть матчи Кубка Конфедераций FIFA, не покупая билеты на стадион, в клубе ...
  5. Сегодня в Технополисе Химград открылся завод "ТАТ-Адвенира"
    Сегодня на территории технопарка "Химград" состоялся торжественный запуск завода "ТАТ-Адвенира", кот...

Афиша

Все события

Интервью

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

10.3169 Mb