Казань,21 Августа, Понедельник $ 59.36 € 69.72
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Автострада с интеллектом

Автострада с интеллектом
Фото: пресс-служба SAP

Проблему износа дорог можно решать или строительством новых транспортных маршрутов, или оптимизацией управления уже существующей инфраструктуры с помощью новых информационных технологий.

Одним из горячих вопросов на недавней прямой линии с Владимиром Путиным вновь стал «дорожный вопрос». Президент отметил, что уже 77% российских дорог федерального значения «приведены в порядок», однако с региональными трассами дела обстоят хуже, им нужно уделять больше внимания.

У государства есть несколько стратегий по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в стране. В программе «Развитие транспортной системы России» на 2010-2020 годы было запланировано потратить на развитие дорожной и транспортной инфраструктуры более 10 триллионов рублей. В ноябре 2016 года на выступлении в Совете Федерации вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович, курирующий транспортную отрасль, заявил, что к чемпионату мира по футболу будет потрачено 30 млрд рублей на реконструкцию дорожной инфраструктуры в семи российских регионах, которые являются ключевыми для первенства.

В 2020-2030 годах, согласно программе развития федеральных скоростных дорог, планируется реконструировать или построить более 20 тыс. километров скоростных автодорог, потратив на это около 7 трлн рублей. В марте этого года заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов заявил, что к 2025 году планируется сделать все дороги «интеллектуальными» - оборудовать ИТС (интеллектуальными транспортными системами) для управления дорожным движением.

Эксперты Центра стратегических разработок в стратегии развития Российской Федерации на 2018-2024 годы особо выделили, что в стране необходимо существенно наращивать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. Авторы стратегии отмечают, что нужно расширить транспортную сеть, увеличить количество транспортно-логистических хабов до шести и ввести в эксплуатацию не менее 5 тыс. километров скоростных дорог.

Однако текущая экономическая ситуация значительно влияет на реализацию правительственной стратегии. В июне этого года государственная корпорация «Автодор» провела в Сочи международный форум «Инновации в дорожном строительстве», где обсуждалось использование инновационных разработок и высокотехнологичных решений при строительстве дорог. Ранее весной этого года в правительстве отмечали, что для дорожной отрасли наступило время «жесточайших бюджетных ограничений», необходимо сосредоточиться на внедрении новых технологий.

В текущей экономической ситуации стоит ожидать, что экстенсивный путь развития дорожно-транспортной инфраструктуры может занять годы или даже десятилетия. При этом уже сейчас правительству, профильным министерствам на федеральном и региональном уровне нужно решать и текущие проблемы с дорожным полотном, инфраструктурой, транспортными потоками, строительством.

Количество автомобилей у населения продолжает расти. Эксперты считают, что предельный уровень автомобилизации в России составит порядка 550 автомобилей на 1000 жителей к 2020-2025 годам, что среднем в полтора раза больше сегодняшнего уровня – в то время как в течение долгого времени уровень автомобилизации для российских городов при строительстве инфраструктуры составлял 60 автомобилей на 1000 жителей.

В результате стремительной автомобилизации нагрузка на дороги превышает нормативы, из-за чего они быстро изнашиваются и требуют проведения ремонтных работ. Транспортные заторы практически неизбежны – пробки стали привычным явлением для крупных городов и проблемой для популярности властей в обществе. Проблему можно решать или строительством новых дорог, что при дефиците бюджетных дорог становится проблематичным, или же оптимизацией управления уже существующей инфраструктуры с помощью новых информационных технологий.

«Умные» дороги

Почему развитие дорожной инфраструктуры в ближайшие годы невозможно представить без инвестиций в новые технологии? Есть две важные причины – новые технологии помогают оптимизировать поддержку уже существующей инфраструктуры и помогут появлению на дорогах беспилотных автомобилей.

В США, Канаде, Англии активно используются автоматизированные системы управления – для регулирования парковок, путей объезда при авариях, движения в тоннелях и т. п. Благодаря этому во многих городах скорость движения выросла от 20 до 40 процентов, уменьшились количество простоев, число ДТП и степень загрязнения воздуха.

По данным аналитического агентства Infoholic Research, глобальный рынок информационных ИТ-систем для транспортной инфраструктуры в 2016-2022 годах составит 2,66 млрд долларов. Аналитики отмечают два главных фактора для развития этого рынка: разработка новых технологий для дорожной инфраструктуры в сфере интернета вещей и облачных технологий и стремление органов государственной и муниципальной власти внедрять технологии для создания умных городов и подключенной инфраструктуры.

Что понадобится для внедрения системы «умных дорог»? Существует набор решений для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре:

  • детекторы транспортного потока;
  • адаптивные (умные) светофоры;
  • средства автоматической фиксации нарушений ПДД;
  • электронные средства безостановочной оплаты проезда;
  • паркоматы;
  • подключенные информационные табло;
  • системы автоматизированного управления освещением;
  • другие подключенные объекты, например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и прочее.

Как работает внедрение ИТ-технологий в дорожную инфраструктуру? В китайском городе Нанкин с населением более 8 млн человек власти внедрили информационную платформу на базе интернет вещей. Ежедневно на дороги города выезжают более 1 млн автомобилей, около 10 тыс. такси и 7 тыс. автобусов. Неудивительно, что город страдал от постоянных пробок. Чтобы попробовать решить эту проблему, городские власти начали внедрять информационную систему для анализа и управления дорожным движением.

Для этого в городе были установлены сенсоры и RFID-чипы (в общественном транспорте, такси, а также в проездных карточках людей для общественного транспорта), которые передают информацию об автомобильном движении в режиме реального времени. Эти данные от сенсоров и датчиков комбинируются с другой информацией о поведении людей, погоде, тарифах. В итоге централизованная платформа обрабатывает большие данные в режиме реального времени, выстраивает алгоритмы и готовит рекомендации для планирования.

Еще один пример по внедрению ИТ-систем для работы с дорожной инфраструктурой – в штате Нью-Мехико в США сотрудники дорожных служб используют мобильные приложения для обработки запросов на обслуживание или ремонт. Мобильное приложение установлено на телефоны сотрудников, и они могут в режиме реального времени получать указания от центральной диспетчерской службы. Новый подход позволил ускорить время отклика на информацию о необходимости ремонта, обработку запросов, сократил на 50% время проведения работ. Также использование мобильного приложения и ИТ-платформы сократило расходы на ремонт.

Создание централизованной информационной системы, в которой доступны данные о дорожной ситуации и инфраструктуре – это ресурс для руководства региона для принятия обоснованных решений в области управления автотранспортным хозяйством. Инструмент позволит оптимизировать финансовые, технические и человеческие службы с помощью создания диспетчерских сервисов для аварийных и оперативных служб. Он также поможет расставлять приоритеты среди возникающих задач с учетом их влияния на дорожную ситуацию в регионе в целом.

Наконец, последний аргумент в пользу развития информационных систем и «умных дорог» - скорое появление беспилотных автомобилей. Для беспилотников необходимо будет создать инфраструктуру с доступом к интернету, картам местности и информации от датчиков и сенсоров в инфраструктуре. Без этого беспилотные автомобили не смогут нормально влиться в поток других автомобилей с обычными водителями за рулем.

В США, где сейчас проходят самые активные тесты беспилотных автомобилей, власти штатов также активно обсуждают необходимость инвестиций в «умные дороги». В штате Огайо планируют инвестировать в оборудование «умных дорог» 15 миллионов долларов. Недавно в материале в The Wall Street Journal американские исследователи отмечали, что необходимо установить оборудование (модемы) для связи ближнего действия (DSRC), чтобы беспилотные транспортные средства могли подключаться к сети и получать данные о местности, обновлять карты и данные.

В России разработка беспилотных автомобилей также идет полным ходом – о своих планах и разработках заявляли компании Яндекс, Камаз, Volgabus. Представители правительства говорили о том, что первый беспилотный автобус появится уже в 2018 году, к чемпионату мира. Возможно, что на общедоступные дороги беспилотники выйдут не раньше 2020-2025 годов – но без подготовленной дорожной инфраструктуры развитие этого направления в России будет практически невозможно. 

Автор: Дмитрий Шепелявый, заместитель генерального директора SAP СНГ.

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
23:27 - В Казань прибыла гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова 22:41 - Владимир Путин посетил молодежный образовательный форум «Таврида» в Крыму 22:24 - В первый день Универсиады в Тайбэе Российская команда завоевала семь медалей 17:10 - Спрос на недвижимость в Крыму среди россиян активно растет 16:13 - Владимир Путин поручил Минэнерго модернизировать меры по предотвращению энергосбоев 15:04 - За семь месяцев судебные приставы РТ взыскали 154,1 миллиона рублей исполнительского сбора 09:47 - В Старо-Татарской слободе Казани пройдет фестиваль ремесел «Народная игрушка» 09:16 - Король Марокко помиловал более 400 осужденных за терроризм 09:00 - Рустам Минниханов в Турции встретился с миллиардером Ахметом Назифом Зорлу 19 Августа - Новую операционную систему Android представят в день солнечного затмения 19 Августа - "Рубин" разгромил "Анжи" забив шесть мячей 19 Августа - Владимир Путин поручил выделить на БАМ и Транссиб до 150 млрд рублей 19 Августа - "Тимер Банк" подал иск о банкротстве двух компаний зарегистрированных в Казани 19 Августа - В Казани стартовал «Аксенов-фест-2017» 19 Августа - Рустам Минниханов посетил Эгейскую свободную экономическую зону в Турции 19 Августа - Рустам Минниханов ознакомился со строительством нефтеперерабатывающего комплекса «Star» в Турции 19 Августа - Эксперты назвали альтернативные виды топлива будущего 19 Августа - "Газпром" уложил свыше 170 км газопровода "Турецкий поток" 19 Августа - На 86-ой Измирской международной выставке подписаны ряд соглашений между российскими и турецкими предприятиями 18 Августа - Московская биржа прекращает торги гривной
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Калининградскую область
    Президент России Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Калининградскую область, сообщает «Интерфакс».
  2. Прибыль российских банков за семь месяцев составила 927 млрд рублей
    15 августа, Центробанк сообщил, что "прибыль за семь месяцев текущего года в размере 927 млрд рублей практически достигла финансового результата за весь 2016 год (по действовавшим на 1 января 2017 год
  3. Арбитражный суд РТ не признал банкротство обувной фабрики "Спартак"
    Обувная фабрика "Спартак" избежала банкротства по иску от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое выступало в деле как представитель интересов обанкротившегося Татфондбанка, разбирательство по
Подписаться

Топ

  1. Арбитражный суд РТ не признал банкротство обувной фабрики "Спартак"
    Обувная фабрика "Спартак" избежала банкротства по иску от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), ко...
  2. Международный юридический форум "Kazan Legal 2017"
    Впервые международный юридический форум пройдет в столице Республики Татарстан, городе Казани, где в...
  3. Рустам Минниханов прибыл с рабочим визитом в Турецкую Республику
    Сегодня, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов с рабочим визитом прибыл в Турецкую Респуб...
  4. Alibaba откроет автомат по продаже автомобилей
    Китайская компания Alibaba планирует открыть собственный автомат для продажи транспортных средств в ...
  5. Кирсан Илюмжинов стал владельцем негосударственного пенсионного фонда «Муниципальный»
    Экс- губернатор Калмыкии и президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов стал...

Афиша

Все события

Интервью

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

10.331 Mb